Яндекс.Метрика

Три важных практических совета по методике занятий на фортепиано

Перевод статьи австралийского преподавателя Ричарда Канта «3 IMPORTANT PRACTICE TIPS». В статье рассмотрены три наиболее важных, по мнению автора, метода, которые помогут заниматься более эффективно.

В течение многих лет я сделал много кардинальных изменений в методике занятий, по сравнению с тем как мне говорили нужно заниматься. В большинстве случаев изменения происходили из-за случайных внешних событий никак не связанных с фортепиано, но они заставили меня изменить методику занятий.

В некоторых случаях это происходило из-за того, что я узнавал о новых методах от других пианистов или из книг. Опробовав на практике и осознав, что они работают лучше, я добавлял их в свой арсенал.

Если бы нужно было выбрать три наиболее важных метода, руководствуясь их результативностью, я выбрал бы следующие:

  1. Практика на небольших фрагментах произведения в течение 10 — 15 минут. Раньше я практиковался часами. Но все же моя игра была посредственной, несмотря на значительные затраты времени. Затем, из-за непредвиденных обстоятельств, я не мог уделять непрерывным занятиям больше чем несколько минут. То есть теперь вместо того чтобы заниматься 3 — 4 часа непрерывно, я был вынужден заниматься несколько раз в день по 10 — 15 минут. Сначала я очень переживал по этому поводу. Но затем, по истечении нескольких недель, случилось нечто невероятное: небольшие подходы не только не изматывают физически, как я думал, но и моя игра стала заметно улучшаться. Это было очень, очень много лет назад. С тех пор я никогда не занимаюсь больше 30 — 40 минут за один подход к инструменту. Моя игра, вместо того чтобы пострадать чрезвычайно улучшилась. Иногда бывают дни, когда я совсем не играю, но негативных последствий этого не испытываю.
  2. Заниматься музыкой, а не игрой (в смысле клавиширования). Одержимость скоростью, бравурное искусство пианистического атлетизма и т. д. хорошо известны на форумах. Однако если позволить музыкальному содержимому произведения управлять техникой исполнения, то становится понятно, что исполнение поразительно улучшается.
  3. Не следует искать коротких путей, и перескакивать через этапы обучения. Мне на практике приходится бороться с этим как учителю. Обучение заставляет двигаться шаг за шагом через одни и те же произведения с каждым учеником. Я заметил, что стал превосходным исполнителем произведений, которым обучаю. Но, честно сравнив эти произведения с теми, которые изучаю самостоятельно, я понял, что пытаюсь перепрыгнуть через много этапов и срезать много углов в самостоятельной работе. В то время как на уроках, мне приходится выполнять все шаг за шагом. Когда я это понял (много лет назад), то принудил себя выполнять все те же шаги и в самостоятельной работе. Что фактически означает, что после того как разучил произведение, я начинаю изучать его заново шаг за шагом. К третьему или четвертому повторному изучению, произведение настолько впитывается, что даже если я не играл его много лет, то все равно могу сыграть его идеально.

Планирование ежедневных занятий за фортепиано

Перевод статьи австралийского преподавателя Ричарда Канта «PLANNING YOUR DAILY PRACTICE». В статье рассмотрен подход, который можно применять при планировании ежедневных занятий за инструментом.

Составляйте план ежедневной работы. Вы будете работать 20 минут в день над каждым произведением. По истечении 20 минут забудьте о произведение до завтра. Переходите к следующему произведению и работайте 20 минут. Подходы по 20 минут не обязательно должно идти один за другим. Это могут быть 20 минут в любое время дня. Это преимущество системы, потому что не нужны целых 2 часа 30 минут подряд (можно и подряд если хочется). Можно распределить любым удобным образом суммарное время занятия на 20 минутные блоки.

Самое главное требование к такому режиму работы — постоянство. Нужно заниматься каждый день.

Второе главное требование это наличие четкой цели, которую нужно достичь за 20 минут. Поэтому если изучается новое произведение, это значит что нужно работать с первыми двумя тактами. Если за 20 минут не удается овладеть двумя тактами, то на следующий день необходимо взять один такт. На следующий день опять один и так до конца.

Пользуйтесь музыкальным журналом, для того чтобы кратко описывать свое текущее состояние, и свои следующие шаги. Таким образом, на следующий день будете точно знать, что делать.

Ключевое слово здесь — дисциплина. Никогда не занимайтесь за фортепиано играя то, что хочется играть. Делать так, конечно же, нужно, но это не считается как 20 минутное занятие. Если же вы все-таки так сделали, то позаботьтесь о том, что бы поделится этим с кем-то еще — это называется практика выступления.

Для примера разберем план занятий по изучению C.P.E. Bach Fantasia in D minor (Wq 117/12).

Вот предполагаемый мной план по изучению данного произведения за 8 занятий:

Подход 1: такты 5 — 6 (самые сложные) Подход 2: такты 1 — 2 Подход 3: такты 2 — 5 Подход 4: такты 1 — 6 Подход 5: такты 6 — 9 Подход 6: такты 1 — 9 Подход 7: такты 10 — 14 Подход 8: такты 1 — 14

Каждый из подходов длится 20 минут и большая его часть уделяется изучению, если нет, то нужно переразбить произведение на отрывки с большим количеством тактов. Но предположим, что так и есть.

Таким образом, в первый день, начинаете с подхода 1: такты 5 — 6. К концу подхода вы должны играть эти два такта как профессионал. Как этого достичь? Это просто, вы и сам знаете, просто повторяйте эти два такта в течение 20 минут. Существует очень много подходов и приемов, которые можно использовать, но это все займет гораздо больше времени. Как бы там ни было, в течение этих 20 минут любые действия, которые вы делаете должны привести полному изучению этих двух тактов.

Во второй день, вы будете выполнять подход 2: такты 1 — 2. Но прежде чем вы даже подумаете о том чтобы делать это, сначала нужно повторить такты 5 — 6 еще раз. Возможны три варианта развития событий:

а) Вы сыграете идеально сразу же. Если да, сыграйте еще 3 или 4 раза и переходите к тактам 1 — 2.

б) Не получается сыграть идеально как ни крути. Неверная расстановка пальцев может быть одной из причин, вы вроде бы должны её знать, но совсем не на том уровне, который был достигнут вчера. Если это так, забудьте о тактах 1 — 2 и опять посвятите занятие работе над тактами 5 — 6. Выучите их заново, не пропуская ни один из элементов и не срезая углы, пытаясь пропустить то, что было сделано вчера, для того чтобы овладеть фрагментом (это, как правило, то, что никто не хочет делать). К вашему удивлению, то, что вчера заняло 20 минут, сегодня может занять всего лишь 4 — 5 минут при том же результате. Если так то у вас еще есть 15 минут на то чтобы выучить и овладеть тактами 1 — 2.

в) Вы полностью и абсолютно все забыли. В этом случае просто повторите подход 1. Я уверяю вас, что завтра у вас будет вариант [б], а послезавтра [а].

Предполагая вариант [а] из вышеперечисленных, на третий день вы начнете с тактов 5 — 6, а затем тактов 1 — 2. Это должно занять не более чем несколько минут (если, конечно же, у вас не вариант [б] или [в]) но предполагаем, что начало занятия пошло по варианту [а] для того чтобы не засорять текст. Таким образом, остаток занятия будет посвящен борьбе с тактами 2 — 5.

На четвертый день следует потратить все занятие на то чтобы соединить такты 1 — 6 вместе. После этого не будет нужды в начале занятия повторять каждый фрагмент отдельно, нужно будет просто проиграть такты 1 — 6, потому что они включают в себя все, что было изучено.

Продолжайте в том же духи пока не доберетесь до занятия 8. К этому времени произведение должно быть идеально изучено.

Если все пошло по плану, то к 8 дню вы овладеете произведением. Не прекращайте практиковаться! Выделите резервные 20 минут в каждом дне до конца месяца для того, что довести произведение до блеска и выполнить все необходимые доработки, которые оно требует. К концу месяца произведение будет частью вашего репертуара. Если все было сделано правильно (никто так не может), то вы всегда будете помнить произведение, даже если не будете играть его в течение 10 лет. Если произведение было забыто из-за небрежности, просто повторите описанный процесс.