Памятка ученика
Играй ежедневно, лучше в два приёма
Работа должна протекать в возможно большей тишине. Шум не даёт сосредоточиться, приучает к поверхностному, неряшливому исполнению и затрудняет работу памяти
Разучивай медленно, не только обеими руками, но и отдельно правой и левой рукой
Ритм является организующим моментом и в музыке, и в работе, поэтому при разборе и в начальном периоде работы над музыкальным произведением считай вслух
Избегай частых проигрываний этюдов и пьес в быстром темпе, так как это отрицательно отражается на исполнении
Инструмент должен быть всегда исправен и расстроен. Плохо настроенный инструмент дезорганизует слух. Клавиатура должна быть чистой (перед игрой мой руки)
Обращай внимание на свою правильную посадку: стул с жёстким сидением или табурет, скамейка под ногами, если это нужно. Следи за положением корпуса, как и рук, а также правильным освещением.
Основные правила ученика
Занимайся систематически и всегда в определённое время.
Стремись к тому, чтобы первые впечатления были правильными и музыкальными.
Когда что-нибудь учишь — сосредоточивай внимание на чём-то одном в каждый данный момент.
Учи ноты и аккорды группами. Если не знаешь гармонии — учи аккорды по их структуре, то есть по интервалам, которые они содержат.
Выбирай аппликатуру удобную, как для руки, так и для смысла данного отрывка. Эта аппликатура уже не должна меняться.
Запоминай выразительность так же тщательно, как и ноты.
Сравнивай друг с другом отрывки, в которых есть что-нибудь общее.
Учи музыку не такт за тактом, а фразами или более крупными музыкальными кусками.
Если допустил ошибку и нужно проиграть снова, — не возвращайся к началу пьесы: отправной точкой может служить предыдущая фраза.
Практикуй немногие повторения с частыми перерывами.
Если пассаж не поддаётся — отложи его до следующего раза. Следи за точностью, лёгкость придёт сама собой.
Когда пьеса становится знакомой, начинай с работы над более трудными местами.
Сосредоточивай внимание на отработке только одного аспекта музыки в данное время — окраске звука, легато, педализации и т. п.
Допустив ошибку, вернись и один раз проиграй медленно неудавшийся отрывок: последнее впечатление, так же как и первое, должно быть точным.
В каждой пьесе начинай учить эпизоды в соответствии с заранее подготовленными «заголовками».
Внутренне освободись и предоставь движения подсознанию. Не пытайся думать вперёд. Предоставь самому развитию музыкальных мыслей подсказывать, что будет дальше.
Если тебе кажется, что ты сейчас забудешь — переключи внимание на ритм и выразительность. Если ты забыл музыку во время занятий — немедленно посмотри в ноты и постарайся найти причину ошибки. Если ты забыл во время исполнения и не в состоянии сымпровизировать, не возвращайся назад — продолжай со следующего музыкального заголовка.
Когда мысленно повторяешь разучиваемую музыку — слушай звучание, но не называй ноты.
Сознательно думай о выразительности, если хочешь добиться в ней хороших результатов.
Правила для повторения
Не играй отрывок больше трёх раз подряд. Если хочешь — играй его тридцать раз в день, но с интервалами между повторениями. После каждого повторения останавливайся на время, достаточное для вздоха. Так как скорость забывания больше при заучивании нового материала, для начала просматривай его чаще. После нескольких повторений отложи пьесу, удваивая длительность отдыха по мере усвоения музыки.