Аккомпанемент — этим термином чаще всего обозначают музыкальное сопровождение пения. Но устройство органа, фортепиано, аккордеона, гитары вполне позволяет одновременно и вести мелодию, и аккомпанировать самому себе, например брать аккорды.
Аккорд —сочетание трех или больше звуков, взятых одновременно. При этом должно выполняться только одно обязательное условие — благозвучность. Недаром по-итальянски accordoзначит «согласие», «гармония».
Аккордеон — так назвал свое изобретение венский мастер Кирилл Демианов. Он запатентовал аккордеон в 1829 г., а спустя всего 20 лет созданный им инструмент был уже известен во всем мире. На первых аккордеонах было всего по пять кнопок с каждой стороны. Стоило растянуть мех, нажать на кнопку — и связанный с ней клапан открывал доступ к одному из звучащих язычков. Чем ниже кнопка, тем выше получался звук. А уникальность инструмента состояла в том, что кнопки с левой стороны давали сразу целые аккорды. У современных аккордеонов принцип действия остался тем же (их причисляют к пневматическим духовым инструментам), а вот возможности инструмента значительно расширились. Теперь справа у него — клавиши, заменившие кнопки, для звуков четырех октав, а слева — 120 кнопок для воспроизведения всевозможных аккордов.
Альт — относится к семейству струнных смычковых инструментов. От своей ближайшей родственницы, скрипки, он отличается не только размерами, как это могло бы показаться на первый взгляд. Это не просто «большая скрипка». У альта свой голос — более низкий и глубокий, чем у скрипки, но и более грубый — ведь и струны у альта толще. Правда, альту сложно спорить со скрипкой по чистоте и силе звучания. Дело в том, что по правилам акустики его корпус должен быть не меньше 46 сантиметров в длину. Такие инструменты делали в прошлом и Страдивари, и Амати, и Вильом. Но не много музыкантов с такими длинными руками находилось — ведь альт, как и скрипку, держат во время игры на плече. Тогда пошли на компромисс и стали делать альты меньшего . размера, но при этом утратилась красота тембра. Амати — семья итальянских скрипичных мастеров, живших в Кремоне в XVI—XVII вв. Основателем династии считают Андреа Амати (1535—1611). Свою первую скрипку он сделал в 11 лет. И тогда еще никто не догадывался, что эта скрипка станет первой из множества совершеннейших инструментов кремонской школы.
Амбушюр (от французского bouche — «рот») — особое положение губ и языка музыканта при игре на духовых инструментах, оснащенных специальной голосовой трубкой — мундштуком: флейте, кларнете, саксофоне, валторне, тромбоне, трубе. Отсюда и второе название мундштучных — амбушюрные.
Андреев Василий Васильевич (1861-1918) — русский музыкант, организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов. Созданный им в 1897 г. ансамбль балалаечников представлял русское искусство на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.
Ансамбль — по-французски ensembleзначит «вместе». Это название закрепилось в музыке за концертным коллективом исполнителей, в составе которого не более 10 человек и где каждую партию исполняет, как правило, один инструмент. Исключение составляют только скрипки. Например, в струнном квартете — две скрипки, альт и виолончель.
Аппликатура — иноязычный термин, соответствующий русскому «пальцовка». Им обозначают последовательность движения пальцев при игре на клавишных инструментах. Но не только на них. Ведь и скрипачу, и виолончелисту полезно будет знать, как лучше расположить пальцы, чтобы можно было легко сыграть даже самые быстрые пассажи.
Арфа — один из древнейших инструментов в семье струнных. По принципу игры она относится к иной, чем скрипка, ветви инструментов — щипковым: играют на арфе обеими руками, поочередно защипывая струны. Самые ранние изображения арфы — древнеегипетские — относятся к 3 тысячелетию до н.э. Уже тогда была найдена идеальная форма инструмента — треугольная рама с натянутыми струнами. Вот только струн было гораздо меньше, да и сама арфа была намного компактнее. Ее использовали сначала только для сопровождения голоса. Под ее аккомпанемент пел хор в Древней Греции. Во времена средневековья ручные арфы всегда имели при себе странствующие певцы — трубадуры и миннезингеры. Только в XVIII в. арфа прочно обосновалась в оркестре. Тогда же увеличивается количество ее струн, расширяются возможности. Сейчас у арфы — 50 струн. При помощи специальных педалей, изобретенных в начале прошлого века, звук каждой струны можно повысить или понизить на полтона или даже на целый тон. Нежную арфу заглушить совсем несложно, и поэтому ее партию исполняют часто два, а то и три инструмента.
Балалайка — без нее невозможно представить себе ни один оркестр народных инструментов. За без малого три века своего существования (первое упоминание о балалайке встречается в 1715 г.) она стала настоящим музыкальным символом России. Создавший ее мастер, чье имя так и осталось неизвестным, позаимствовал у гуслей принцип игры, а у мандолины — строй и выпуклый корпус, только изменил его форму на треугольник. Но характер у нашей трёхструнки совсем другой — озорной, веселый. Не случайно ее название — балалайка перекликается со словами «балабонить», «балагурить».
Банджо — далекий африканский родственник балалайки, ведь оба инструмента относятся к группе струнных щипковых. Правда, внешне у них гораздо больше отличий, чем сходства. У банджо — длинная шейка, а корпус похож на односторонний барабан. Струны на банджо защипывают при помощи специальной пластинки — плектра. Он и создает характерный сухой звук инструмента. На родине, в Африке, под аккомпанемент банджо исполняли народные песни. Но чтобы увидеть этот инструмент сейчас, совсем не обязательно ехать в Африку. Можно просто сходить на джазовый фестиваль — и вы обязательно встретитесь там с банджо.
Бандура — украинский народный инструмент, известный с XV в. Ее считают наследницей древнегреческой пандуры — струнного щипкового инструмента, а кроме того, она состоит в близком родстве с лютней и мандолиной. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на ее корпус грушевидной формы, выпуклая часть которого склеена из узких деревянных дощечек. Протяжный густой голос бандуры удивительно сочетается с мелодичными украинскими песнями и думами, и используют инструмент чаще всего для сопровождения.
Барабан — можно с полным основанием считать одним из древнейших музыкальных инструментов. У разных народов и в разные времена барабаны могли принимать самый неожиданный вид. Главное требование к барабану — гулкий, мощный звук, такой, чтобы его можно было услышать даже на очень большом расстоянии. Ведь основным назначением барабана в древности было передавать сигналы. Язык барабанов с этой же целью применяют и сегодня некоторые африканские племена. Темп и ритм барабанной дроби может рассказать соседям за сотни километров о радостном или печальном событии, предупредить о приближении опасности.
Барабан большой (тур) — основа, фундамент современного оркестра. Двухсторонний или односторонний, он обладает самым мощным, но одновременно и самым мрачным голосом из всех оркестрантов. Регулировать громкость звука большого барабана очень сложно — слишком большие размеры у инструмента. Рассказывают, как однажды во время репетиции дирижер в течение часа безуспешно пытался добиться от музыканта, играющего на большом барабане, тихого звучания. Как тот ни старался — все равно звук казался дирижеру слишком громким. Тогда музыкант решил схитрить и пропустил свое вступление. Дирижер остался доволен. Но заметил: «Можно было бы ещё чуть-чуть тише».
Барабан малый — называют еще военным. В свое время боевая атака начиналась с резкой барабанной дроби военного оркестра. Он не только намного меньше, чем его большой тезка, но и отличается по конструкции: внутри его корпуса, прямо под натянутой кожей — мембраной, находятся маленькие стальные пружины или струны. Они создают характерный звук барабана — трескучий, чуть дребезжащий. Барабанщикам, искусно владеющим двумя маленькими палочками с войлочными головками, подвластны самые сложные ритмы, самая стремительная дробь. Но труднее всего — научиться выдерживать нужный темп. Вспомните «Болеро» Равеля. Там малый барабан становится главным инструментом — ведь он задает темп для всего оркестра.
Батов Иван Андреевич (1767—1841) — крепостной графа Н.П. Шереметева, прославившийся на всю Россию благодаря своим удивительным гитарам, которые и сейчас считаются одними из лучших.
Баян — получил свое название в честь легендарного былинного певца. В 1929 г. по заказу гармониста-виртуоза Якова Орланского-Титаренко русскому мастеру Петру Стерлигову удалось создать усовершенствованный вариант западного аккордеона. У нового инструмента вместо изначальных пяти-десяти справа располагалось 52 кнопки для четырех октав, а слева 100 кнопок для аккордов во всех тональностях. Баяну стали доступны самые сложные мелодии, специально для него были сделаны переложения произведений для органа, фортепиано и даже оркестра. Многоголосый инструмент без труда может поменять и тембр, и если верхние его звуки напоминают звучание кларнета, то нижние — почти копия голоса фагота. Принципиальной разницы между современным баяном и аккордеоном нет, но по традиции правую сторону баяна занимают кнопки, а у аккордеона мелодию играют на клавишах.
Бём Теобальд (1794-1881) — флейтист придворной мюнхенской капеллы, совершивший настоящую революцию в сфере деревянных духовых. В 1832 г. он создал флейту собственной конструкции, уточнил место и размер отверстий для пальцев, а кроме того, оснастил инструмент удобной и практичной системой клапанов. Позже клапаны позаимствовали у флейты кларнет, гобой и фагот.
Бубен — пришел к нам с Востока. Он реагирует на малейшее прикосновение. Стоит дотронуться до его тонкой кожи — и сразу же отзовутся расположенные в прорезях по бокам маленькие медные тарелочки или бубенчики. Без задорно звенящих бубнов не обходится ни один цыганский танец. А в оркестре ему поручают самые сложные ритмические фигуры.
Бурдон —один из самых низких регистров органа. Бурдонные звуки создают фон, основу для мелодии. У них есть еще такое важное отличительное свойство, как протяжность, длительность. Такие низкие протяжные звуки кроме органа издают еще волынка, зурна. При этом во все время звучания их высота, как правило, не меняется.
Бушман Фридрих —так звали настройщика органов, которому впервые пришла в голову идея создать клапанный механизм с мехами, где воздух заставлял звучать металлические язычки. Было это в 1822 г. Так появился пневматический механизм для настройки, который стал прообразом и губной гармошки, и аккордеона с баяном.
Валторна — название этого медного духового инструмента происходит от немецкого waldhorn, что переводится как «лесной рог». Ее стремительно расширяющаяся на конце труба действительно напоминает древний охотничий рог, только очень длинный. Труба валторны для удобства несколько раз согнута. Инструмент обладает проникновенным, певучим голосом, и потому ему поручают самые задушевные мелодии, как, например, в 5-й симфонии Чайковского. Валторну стали включать в состав оркестра в XVII в. Но тогда она выглядела немного иначе и играть на ней было очень сложно. Чтобы перейти в другую тональность, музыканту приходилось присоединять к инструменту дополнительные трубки разной длины. Дополнительные трубки (7 штук) есть у валторны и сейчас, но теперь они встроены в корпус и включаются мгновенно при помощи системы вентилей.
Вентиль — специальное устройство в медных духовых инструментах, которое позволяет быстро менять их строй. Один вентиль заведует только одной дополнительной трубкой, каждая последующая делает инструмент длиннее ровно настолько, чтобы звук стал ниже на 1 тон. И по сути каждый из медных духовых — это не один инструмент, а целый набор инструментов разной длины. Вентили располагают близко друг к другу, чтобы ими было легко управлять. А разработали систему вентилей совсем недавно — в начале прошлого века.
Вибрато — особый прием игры на смычковых инструментах, когда музыкант, проводя смычком по струне, одновременно прижимает ее пальцами левой руки к грифу. Равномерное колебание пальцев, придерживающих струну, почти незаметно для глаза. Но едва уловимая вибрация делает звук выразительным и удивительно похожим на человеческий голос.
Вибрафон — представляет собой всего лишь набор тонких металлических пластинок разной длины (поэтому он и относится к металлофонам). Но стоит ударить по одной из них палочкой с войлочной головкой — и пластинка зазвучит. Уникальный вибрирующий тембр придают инструменту трубочки-резонаторы под пластинками. Сконструировали его в Америке в 20-е гг. нашего века, а теперь его часто можно встретить и в симфоническом, и в эстрадном оркестре. Хотя вибрафон относится к ударным инструментам, на нем можно сыграть мелодию — ведь у каждой пластинки свой звук. И мелодия получится яркая, необычная, как в «Марше Черномора» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».
Вильом Жан Батист (1798 — 1875) — скрипичных дел мастер, живший во Франции в прошлом веке. Ему, одному из немногих, удалось ближе всех подойти к разгадке тайны звучания старинных скрипок. Его имитации инструментов Страдивари совсем немного проигрывали оригиналам, а собственные скрипки, альты, виолончели и контрабасы были едва ли не лучшими для своего времени.
Виола — предшественница скрипки и вообще всех смычковых современного оркестра. В Европу виолу завезли арабы в XIV—XV вв. В то время были известны виолы самого разного строя — от тенора до баса. Одни виолы во время игры держали на плече (violadabraccio), как позже скрипку и альт, другие, подобно виолончели и контрабасу, ставили на пол (violadagamba). Современные смычковые унаследовали в общих чертах форму виол с плавными фигурными вырезами по бокам, а вот от порожков на грифе — ладов, которые были у виолы, скрипичные мастера отказались. У виол был нежный мягкий голос, но, увы, очень слабый — слишком близко друг к другу располагались их струны. Сейчас старинный инструмент можно увидеть только в музее, а его место в концертных залах с XVII в. занимают более совершенные детища Амати, Гварнери, Страдивари и их продолжателей. Но виола долго не хотела сдаваться. Еще в XVIII в. во Франции был написан трактат «В защиту басовой виолы от посягательств скрипки и претензий виолончели».
Виолончель — стала равноправным членом оркестра только в XVIII в. Помогли виолончели победить басовую виолу золотые руки великих кремонцев — Амати, Страдивари. Сегодня сложно найти другой инструмент, который бы так тонко передавал прелесть печальных мелодий и тончайшие оттенки настроения. Глубокий матовый голос виолончели прекрасно слышен и в оркестре, и в небольшом ансамбле. Правда, играть на виолончели не так-то просто из-за большого размера, длинного смычка и достаточно толстых струн. Играют на инструменте сидя, а для устойчивости закрепляют его при помощи специальной подставки — шпиля.
Волынка — народный духовой инструмент, с древних времен известный у разных народов Европы. Ее традиционно считают национальным инструментом Шотландии. А вот русское название инструмента — волынка напрямую связано с украинской Волынью, где этот инструмент всегда был очень популярен. Но, оказывается, уже в Древнем Риме волынку можно было услышать и в театре, и во время военных походов. Инструмент состоит из меха из высушенной и вывернутой наизнанку шкуры козы или овцы и трех трубочек: на одной из них (с дырочками) играют, как на свирели, а две другие, если сжать мех, дадут долгие протяжные бурдонные звуки постоянной высоты (см. рис. на стр. 13). Из-за этих надоедливых звуков и возникло выражение: «Тянуть волынку»/
Высота — основная характеристика музыкального звука. Этот термин ввели для того, чтобы обозначить условное место звука в музыкальном пространстве. На самом деле определить, какой из звуков высокий, а какой — низкий, можно только в сравнении с другими. С точки зрения физики звуки разной высоты отличаются количеством колебаний в секунду — частотой. У каждого инструмента свой набор звуков по высоте — диапазон. Чем больше и массивнее инструмент, тем более низкие звуки он издает. Гобой — сопрано среди деревянных духовых. Его длина около 65 сантиметров, в четыре раза длиннее его фагот, и это уже — настоящий бас.
Гармоника — общее название для таких не похожих друг на друга инструментов, как ксилофон, фортепиано, аккордеон. Дело в том, что все они устроены по одному принципу. Чтобы получить ряд звуков разной высоты, в них используют набор элементов, каждый из которых может дать только один звук. В ксилофоне звучащие элементы — брусочки дерева, в вибрафоне — металлические пластинки, в фортепиано — струны, в аккордеоне — язычки. При этом из отдельных элементов — звуков можно составить множество сочетаний — аккордов.
Гармошка — народная разновидность ручной гармоники (аккордеона), завезенной в Россию в 1830 г. Первым наладил выпуск заморского чудо-инструмента, переделанного на местный лад, тульский мастеровой Иван Сизов. Инструмент пришелся ко двору. Ведь это был настоящий переносной оркестр: тут тебе и мелодия, и аккомпанемент, и настраивать его не надо. А размеры у инструмента такие, что его можно было брать с собой и на прогулку, и на свадьбу. Его стали ласково называть «гармошка, гармонь». Не прошло и десяти лет, как появилось у гармошки множество разновидностей: саратовская, череповецкая, елецкая, вятская. И у каждой — свой строй, свои напевы, свои узоры на мехах.
Гармошка губная —самый маленький из язычковых духовых инструментов. У нас она так и осталась иностранкой, забавной детской игрушкой. А во Франции, в Германии вот уже почти 150 лет она считается одним из самых популярных народных инструментов. Сконструировал ее в середине прошлого века немец Христиан Месснер на основе все того же настроечного язычкового устройства Бушмана. Все 15 язычков гармошки он закрепил на общей рамке, которую поместил в деревянный корпус с дырочками. Количество дырочек точно соответствовало числу язычков, а чтобы инструмент зазвучал, нужно было дуть в одну из дырочек. Сто с лишним лет спустя губную гармошку решили усовершенствовать. Вместо множества дырочек оставили только одно вдувное отверстие, а чтобы воздух поступал к язычкам, приспособили клапаны. Теперь на таком инструменте можно было не только играть мелодию, но и брать простейшие аккорды. Называют новый духовой триолой или мелодикой.
Гварнери — династия скрипичных мастеров из итальянского города Кремона. Из поколения в поколение передавались в ней секреты создания скрипок и виолончелей, которые до сих пор считаются непревзойденными. Скрипка, сделанная в начале XVIII в. одним из представителей династии — Джузеппе Гварнери (1698—1744), принадлежала Никколо Паганини.
Геликон — один из самых больших духовых инструментов. В духовом оркестре геликон стоит на заднем плане рядом с тубой — слишком мощный и густой у него голос. Инструмент делают овальной формы, а трубку сгибают так, чтобы через нее можно было продеть голову и руку. Отсюда и название, ведь НеНкоз переводится как «спираль». На геликоне удобно играть даже на ходу, а многократно свернутая трубка придает звуку мягкость.
Гитара — сегодня ее назовут самым популярным инструментом девять из десяти опрошенных. Но так было не всегда. Название «гитара» возводят к древнегреческому «кифара». Но вполне возможно, что в те далекие времена так именовали любой инструмент с кузовом, струнами и грифом. Точно установлено только то, что инструмент с плоским корпусом и той характерной гитарной формой, которая сохраняется и теперь, был известен в Испании уже в XIII в. Правда, тогда струн у гитары было пять и делали их двойными — чтобы усилить звук. Первые шестиструнные гитары, которые сейчас называют концертными или классическими, появились в Европе в 80-е гг. XVIII в. И если на сцене гитаре пришлось бороться с такими опытными соперницами, как лютня, а потом и скрипка, то в гостиных ей не было равных. Настоящей царицей салонов стала русская семиструнка. Она родилась в самом начале прошлого века и с тех пор прочно ассоциируется с романсом — оказалось, что ее тембр удивительно сочетается с голосом. От своей старшей шестиструнной сестры она отличается очень мало. У обеих гитар одинаковый диапазон, только у семиструнки меньше интервал между звуками, на которые настроены струны. Поэтому и аккорды для сопровождения романсов брать на ней легче и удобнее. Уже в нашем веке у гитары появилась и еще одна разновидность — электрогитара, а сегодня в зависимости от роли, которую она играет на сцене, различают соло-гитару, бас-гитару и ритмическую гитару.
Глиссандо — плавный скользящий переход от одного звука к другому. Чтобы добиться подобного эффекта на струнных, быстро проводят смычком или плектром вдоль струны, а на пианино проводят ногтем по клавишам.
Гобой — был известен в Древнем Египте и Греции еще в прошлом тысячелетии. Но современный вид он принял только в середине XVIII в., после того, как были изобретены клапаны. А вот двойной пищик —трость, которая, вибрируя, придает звуку особую выразительность, — инструмент унаследовал от своего далекого предка —свирели. Как и свирель, гобой относится к разряду деревянных духовых. Сегодня его делают из ценного черного дерева. С французского его название — hautbois можно перевести как «громкое дерево». В оркестр гобой попал только в конце XVIII в., но его можно с полным основанием считать главным из оркестрантов — ведь он дает основной тон для настройки всех остальных инструментов. Альтовая разновидность гобоя— английский рожок — немного больше обычного инструмента и звучит на квинту ниже. Из-за особой формы раструба — грушевидной — сильнее становится и характерный носовой призвук. Недаром гобою традиционно поручают экзотические восточные мелодии.
Гонг — восточный гость в семье ударных. С глубокой древности подвешенный на тросике бронзовый диск с загнутыми краями, издающий после удара гулкий тревожный звук, использовали как сигнальный инструмент. Звук гонга и сейчас может послужить сигналом, например, к началу поединка в боксе. А в оркестре композиторы используют его, чтобы передать ощущение страха, тревоги.
Гриф — длинная узкая пластинка из дерева или пластмассы, наклеенная на шейку струнных инструментов, над которой натягивают струны. Уже в самых древних щипковых — кифаре, лютне — обнаружили, что высоту звука можно менять, если в разных местах прижимать струну к грифу. Сначала струны настраивали интуитивно, и только в XIII— XIV вв. в тех местах, где звук получался самым чистым, сделали специальные порожки — лады.
Гусли — произошли, как считают, от древнегреческого монохорда — устройства для настройки с одной струной, натянутой на плоском деревянном ящике. Позже деревянный корпус стали делать разных размеров и натянули не одну, а множество струн разной длины, которые во время игры защипывали пальцами или плектром. Такие инструменты получили у разных народов разные названия: цимбалы, чатхан, кантеле, кюсле. Русское название «гусли» (густы) образовано от слова «гудеть». Самый древний инструмент возрастом 900 лет обнаружили археологи во время раскопок в Новгороде. Это были те самые звончатые гусли, на которых, по легенде, играл Садко. Если бы не их волшебное звучание, зачаровавшее слух морского царя, не миновать бы ему смерти в подводном царстве. А так удалось и корабль с товаром от бури спасти, и почти получить в жены морскую царевну. Это уж по собственному желанию убежал сказочный герой из подводного дворца. В прошлом веке на основе старинного инструмента мастера создали специально для оркестра две новые разновидности гуслей — щипковые и клавишные с диапазоном в пять полных октав.
Дека — часть корпуса струнных музыкальных инструментов, служащая для отражения и усиления звука.
Диапазон — звуковой набор голоса или инструмента — от самого высокого до самого низкого. Самый широкий диапазон у органа: ему подвластны почти все музыкальные звуки. Иногда для того, чтобы расширить диапазон инструмента, создают его новую разновидность с тем же тембром, но большего размера. Например, басовая флейта в два раза длиннее обычной. А когда-то существовала и контрабасовая флейта — бомбарда длиной два метра. Сконструировал ее придворный флейтист Людовика XV Оттер.
Дирижёр — главный человек в оркестре, недаром место дирижера в самом центре, на возвышении, чтобы всем оркестрантам его было хорошо видно. По-французски dirigereзначит «управлять», и своей почти волшебной палочкой дирижер и управляет силой звука, и дает сигнал, когда нужно вступить или умолкнуть какой-то группе инструментов. А чтобы облегчить участь музыкантов, один американский изобретатель совсем недавно запатентовал специальные очки. Теперь оркестрант может свободно одним глазом смотреть в ноты, а другим — следить за движениями дирижера.
Длительность — характеристика музыкального звука, которая отражает его протяженность во времени. У каждого инструмента — свой предел длительности. Мгновенно замолкают ударные. Очень быстро замирает звук гитары и пианино. Протяженность звука скрипки, виолончели ограничена длиной смычка. Духовые звучат ровно столько, насколько хватает воздуха в легких у музыканта. Только у органа, да еще у электроинструментов звук может продолжаться практически бесконечно долго.
Домра — произошла от той же ветви струнных щипковых, что и бандура, и балалайка. У нее такой же овальной формы выпуклый корпус, как у бандуры, три-четыре балалаечные струны, вот только шейка прямая, и вся она меньше, компактнее. Голосу домры намного мягче, чем у балалайки, и они прекрасно дополняют друг друга в оркестрах народных инструментов. А вот казахский народный инструмент домбра — двухструнник. По легенде, домбра спасла жизнь одному пастуху по имени Али. Она без слов рассказала хану о трагической гибели его сына, а свинец, которым должны были залить горло вестнику несчастья, всего лишь прожег небольшое отверстие в корпусе инструмента.
Духовые инструменты — давние спутники людей. Духовые оркестры существовали уже в Древнем Египте и Греции. Возраст самых древних из духовых — каменных свистулек — исчисляют десятками тысячелетий. Позже научились делать разнообразные гудящие и свистящие дудочки из тростника, дерева, кости, глины, металла. До сих пор сохраняется традиционное разделение духовых на деревянные — флейта, гобой, кларнет, фагот и медные — валторна, труба, тромбон, туба, только сейчас все медные делают из латуни. Во всех духовых звучит воздух, преодолевающий преграду. В деревянных — это края отверстий для пальцев, в медных — края вдувного отверстия. Чем ближе ко рту открытое пальцевое отверстие и чем уже и короче трубка — тем выше будет звук. Самые низкие из медных духовых достигают в длину девять метров, и для удобства их сворачивают, изгибают — звук от этого почти не меняется, только становится мягче. При этом оказалось, что воздух звучит намного громче струны, и поэтому духовых в оркестре меньше, чем струнных, и располагаются они в глубине сцены.
Жалейка — народный инструмент из семейства духовых. Играют на ней, как на свирели. Коровий рог — раструб, который вставляют в нижний конец деревянной или металлической трубочки с отверстиями, делает звук инструмента протяжным, тоскливым, как будто плачущим. Вот и получается, что она «жалеет» о чем-то или «жалуется».
Зурна — закавказская родственница свирели. Внешне она выглядит как короткая деревянная трубка-конус с отверстиями для пальцев. Есть у нее и двойной пищик, точно такой же, как у современного гобоя. Голос у зурны мягкий, протяжный, слегка гнусавый. Под звуки точно такого же инструмента проходили в Древней Греции спортивные состязания и тренировки атлетов. Только тогда его называли авлосом. Под новым именем инструмент возродился сначала в Армении, а уж потом, в XV в., проник и в Россию, где его стали называть «сурну».
Инструмент — instrumentumпо-латыни значит «средство». Любой музыкальный инструмент — это только средство для создания звуков. Разных форм, размеров, из разных материалов, они дают человеку тысячи разнообразных оттенков звуков, чтобы он мог управлять их высотой, силой, длительностью и составлять из них мелодии и аккорды. Музыка, которая исполняется без участия человеческого голоса, называется инструментальной. Первые музыкальные инструменты появились очень давно — примерно в 3-м тысячелетии до н.э. Таков возраст древнейших ударных и духовых — каменных колотушек и свистулек. Их историю, принцип действия изучает особая наука — инструментоведение.
Камерная музыка — музыка, которую пишут специально для небольшого ансамбля из двух (дуэт), трех (трио), четырех (квартет), пяти (квинтет) исполнителей. Сейчас ее нередко играют и в больших концертных залах, а когда-то в средневековых замках для такой маленькой группы музыкантов отводили специальное помещение с хорошей акустикой — камеру. Cameraв переводе с латинского значит «комната со сводчатым потолком».
Камертон — дает самый чистый и устойчивый звук, и поэтому его используют для настройки музыкальных инструментов. Внешне камертон представляет собой изогнутый стальной стержень. От удара металлической палочкой его концы начинают колебаться и звучать. Имя изобретателя камертона — Джеймс Шорт, жил он в начале XVIII в. А единый для всех эталон звучания приняли только в 1825 г. С тех пор все камертоны настроены на звук «ля» первой октавы (его частота 440 герц).
Карильон — музыкальный инструмент, состоящий из набора колоколов, созданный в Европе почти 400 лет назад. Система рычагов и клавиш сделала игру на колоколах намного проще. Теперь музыканту, сидящему за пультом внизу колокольни, достаточно было нажать на одну из клавиш — и молоточек ударял по нужному колоколу. Но в России карильон не прижился. Слишком искусственной и безжизненной показалась такая музыка нашим звонарям.
Кастаньеты — традиционно считают испанским национальным музыкальным инструментом. Их сухой резковатый звук почти всегда сопровождает танец фламенко. Подобные ритмические инструменты, сделанные из черепашьего панциря, кости или дерева, известны и у многих других народов. Оркестровые кастаньеты тоже делают из твердого сухого дерева, но для удобства обе выпуклые деревяшки не привязывают к пальцам, а закрепляют вместе на одном шнурке.
Клавесин — старинный клавишный инструмент с гибкой деревянной декой, внешне напоминающий рояль. Точнее, это позжесделали рояль такой же формы, как клавесин. А вот устроены они по-разному. Звук в клавесине производит не удар а щипок: струну защипывает перышко на конце деревянного бруска, соединенного с клавишей. Чтобы звук получался сильнее, струны делали двойными и даже тройными. Вот только регулировать силу звука было нельзя. Для разнообразия звуков струны делали из разных материалов, и каждому набору струн соответствовала своя клавиатура. Время расцвета клавесина приходится на XVI—XVII вв. Тогда-то у него появляется множество разновидностей: спинет в Италии, вёрджинел в Англии. Делали и маленькие дорожные клавесины с диапазоном в полторы октавы, к концу XIX в. скромный клавесин сошел со сцены, и теп его можно встретить только в музее.
Клавикорд – первый из музыкальных инструментов, в котором клавиши, точнее, соединенные с ними металлические стержни – тангенты, заставляли звучать струны. Клавикорд изобрели 700 лет назад, а по принципу действия его можно считать прямым предком фортепиано. Только струны у клавикорда были одинаковой длины, а высота звука менялась в зависимости от места касания тангента. Одна клавиша нередко управляла сразу несколькими стерженьками для одной струны. Поэтому можно было делать очень маленькие клавикорды, при желании даже размером с обычную книгу. Более совершенное фортепиано к XX в. окончательно вытеснило клавикорд. А жаль. Ведь кроме нежного звучания, у инстумента было ещё одно важное свойство: музыкант мог влиять на характер звука уже после того, как нажал на клавишу, и легким движением руки по клавише сделать звук скользящим, вибрирующим.
Клавишные — особый разряд музыкальных инструментов, в которых исполнитель управляет звуками при помощи клавиш. Клавиатуру изобрели еще в прошлом тысячелетии: семь белых клавиш для основных звуков — тонов и пять дополнительных черных — для полутонов. А вот звучащие элементы у каждого инструмента свои, особые. У органа это трубы, у фортепиано—струны, у аккордеона — латунные язычки. Совсем недавно появились и электронные клавишные.
Кларнет — обладает удивительно чистым, светлым звучанием. Да и название его происходит от латинского clarus – «ясный, четкий» Это самый универсальный из всех деревянных духовых: ему доступны тихие, едва слышные звуки и драматическое форте, глубокие протяжные мелодии и стремительные пассажи в высоком регистре. В составе современного оркестра – не меньше трех кларнетов. А в прошлом веке в каком-нибудь придорожном кабачке можно было потанцевать под аккомпанемент ансамбля из двух скрипок, кларнета и гитары. Легкие танцевальные мелодии поручают сегодня и подвижному малому кларнету. А вот бас-кларнет звучит необычайно мощно, насыщенно — ведь он на октаву ниже обычного инструмента.
Колокол — прежде всего инструмент сольный. И функции у него совершенно особые. Ведь колокольная музыка — это музыка духовная. Колокола помещали на высоких колокольнях, чтобы звон был слышен далеко в округе. Для каждого праздника и даже для каждого времени суток звонари припасали свой перезвон. Колокольных дел мастера вкладывали в свои творения душу и давали им ласковые имена. «Лебедь», «Полиелей», «Сысой» — так называются колокола в Ростове Великом. И колокола отвечали людям добром. Существует множество легенд о том, как колокола начинали сами звонить в минуту опасности. Их делают из самых разных материалов. Есть стеклянные колокола в Швеции, глиняные — в Эфиопии. В России же их всегда отливали из металла — стали, чугуна. Но лучше всего звучит бронза, особенно если бросить в нее на счастье серебряную монету. У каждого мастера был свой состав сплава для колокола. А ведь нужно было еще и заранее рассчитать размеры, чтобы колокол получился громким, голосистым. Из разных металлов делают и современные оркестровые колокола. И хотя их звучание напоминает настоящий колокольный звон, внешне они совершенно не похожи на церковные колокола: это набор полых труб и трубочек разной длины, закрепленных на раме. А чтобы они зазвучали, по ним ударяют специальным молоточком.
Контрабас — обладает самым низким голосом из всех смычковых, что легко объяснить его размерами. Длина инструмента — от 180 до 200 сантиметров, и потому играть на нем можно только стоя или сидя на специальной высокой подставке. «Покатые плечи» контрабаса напоминают нам о виоле — предшественнице всех смычковых. Настраивают струны контрабаса по квартам, а не по квинтам, как у скрипки и альта, а иногда к традиционным четырем струнам добавляют еще и пятую. Густой, низкий звук контрабаса — основа, фундамент струнного ансамбля. Но контрабас еще и единственный из смычковых, который пришелся ко двору в джазе.
Корнет — самый маленький, а значит и самый высокий из медных духовых. Управлять крошкой со звонким голосом помогают музыканту мундштук в виде воронки и несколько вентилей. Корнет очень похож на трубу, но только согнут он не в виде прямоугольника, а в форме овала, и звук от этого стал мягче, сочнее.
Корпус — (сorpus) переводе с латыни — «тело». Уже в далекой древности люди заметили, что если поместить струны в деревянный ящик или натянуть их сверху на него, звук станет громче и сочнее. И у инструментов стали делать корпуса самой разной формы и размеров — круглые, как у мандолины, грушевидные, как у лютни. У гитары и скрипки корпус состоит из трех частей: двух дек и обечаек. Корпус клавесина, а потом и рояля оснастили открывающейся крышкой — крылом. А функция любого корпуса одна — усиливать звук и обогащать его тембр, и называют его еще резонатором. От качества резонатора зависит и качество звука. Поэтому дерево для корпуса выбирают очень тщательно. Перед тем как попасть в руки мастера, оно должно некоторое время полежать, чтобы его капилляры заполнились смолой и не принимали больше влаги. Корпус из такого выдержанного дерева уже никогда не изменит своей формы и всегда будет упругим. Очень важно и из какого сорта дерева делают резонатор. Для скрипки подойдет только тирольская ель. А вот для гитары нужно найти ель для верхней деки, а палисандр — для нижней и обечаек.
Ксилофон — сложное название и состоит из слов ksilos — «дерево» и fon — «звук». Из дерева делают составляющие инструмент деревянные брусочки разной длины, каждый из которых дает только один звук определенной высоты. Из дерева делают и молоточки, которыми ударяют по ним. Ведь ксилофон относится к семейству ударных. Звук у него резкий, отрывистый и довольно сильный. А при достаточном навыке на нем можно развить просто фантастическую скорость.
Лира — так называли древние греки многострунный (с семью струнами) инструмент с изогнутой деревянной рамой. Играли на нем, как на современной арфе, и его звуки услаждали слух во время пиров и празднеств. Спустя века лира стала символом творчества и музыкальной эмблемой.
Лира колёсная (органиструм) — народный многоголосый струнный инструмент уникальной конструкции. В плоском деревянном корпусе, по форме напоминающем гитару, помещают три струны. Две из них дают протяжные бурдонные звуки, а вот к третьей присоединяют колесико, которое вращается при помощи рукоятки и создает полнейшую иллюзию смычка. Звук от этого становится слитным, протяжным, а клавиши, управляющие основной струной, помогают укорачивать ее и создавать звуки разной высоты. Несколько веков назад на дорогах Европы и России можно было встретить слепых лирников. Своим пением под аккомпанемент «ручного органа» они зарабатывали себе на жизнь.
Литавры — один из немногих ударных, которые позволяют взять звук определенной высоты. Литавры — очень древний инструмент, хотя в Европу они попали только в XV в. В современном оркестре — три-четыре литавры, каждая из которых дает только один звук (например, первая — соль, вторая — ля, третья — си). При этом литавры можно перенастраивать, меняя натяжение кожи на металлическом корпусе — котле. У литавр столько тончайших оттенков звуков по громкости, что дирижеру бывает очень трудно добиться звука нужной силы от незнакомого исполнителя. Поэтому даже если дирижера приглашают руководить на концерте другим оркестром, обычно литавриста он берет своего, привычного.
Лютня — древний арабский щипковый инструмент. В Европе она оказалась только в XIV в. и сразу завоевала всеобщую любовь. Специально для лютни писали произведения лучшие композиторы того времени. Но из-за тихого нежного звучания она оставалась сугубо камерным инструментом. Зато ее тембр прекрасно сочетался с голосом. Правда, перед каждой новой песней лютню приходилось настраивать заново. Шутили даже, что музыкант тратит на настройку пяти—семи струн своей любимицы треть жизни. Лютня, наверное, до сих пор царила бы в гостиных, если бы не ее более удачливая соперница — гитара. А чтобы представить форму старинной лютни, достаточно посмотреть на современную домру.
Мандолина — близкая родственница лютни. Именно на основе лютни и создали итальянские мастера XVI в. новый щипковый с изогнутой вверху шейкой. Самую популярную форму корпуса — овал изобрели в Неаполе. Сам же выпуклый корпус склеивали из узких кленовых дощечек. Четыре струны мандолины настраивали так же, как у скрипки, — в квинту, а чтобы звук был громче, делали их двойными. Правда, по протяженности звука мандолине сложно спорить со скрипкой — при помощи плектра можно добиться хотя и сильного, но отрывистого звука. Зато сложно найти лучший, чем звук мандолины, аккомпанемент для серенады под балконом возлюбленной. Мандолина звучит и в серенаде Дон Жуана из одноименной оперы Моцарта.
Мануал —ручная клавиатура для органа. Название образовано от латинского manus— «рука». Мануалов у органа несколько, на самых крупных инструментах четыре-пять, и расположены они в несколько рядов. Каждый ряд клавиш заведует десятью и больше регистрами труб.
Маракасы — красочные деревянные или пластмассовые шары на ручках, наполненные дробью или горохом. Стоит легко встряхнуть такой шар — и раздастся легкое приятное шуршание: это пересыпаются дробинки. На родине — в Латинской Америке их делали из высушенных кокосовых орехов или тыквы. Сейчас их характерный шуршащий звук часто сопровождает эстрадные мелодии.
Маримба — так в Африке называют большой барабан. Американские индейцы использовали это название для другого ударного— мелодического. Он очень похож на ксилофон, только под деревянными брусочками разной величины в маримбе еще располагают резонаторы. Когда-то их делали из сухой тыквы, сейчас это — металлические трубочки, закрытые с одной стороны крышкой. Именно они и придают звучанию маримбы характерный вибрирующий оттенок. Для звучащих брусочков инструмента используют особый сорт дерева — ормигильо. Индейцы верят, что оно наделено волшебной силой. По преданию, первым чудесные возможности ормигильо открыл молодой охотник, заблудившийся в лесу. Ему дерево доверило прекрасные мелодии, таившиеся внутри него. Односельчане не поверили рассказу юноши о поющем дереве и решили изрубить ормигильо — причину безумия пастуха — на куски. Но юноша бережно собрал кусочки дерева и сделал из них музыкальный инструмент, и тогда каждый смог услышать песни, сочиненные деревом.
Мембрана — звучащий элемент в ударных — барабанах, бубнах, литаврах. По-латыни membranaзначит «оболочка, перегородка, кожица». В музыкальных инструментах в качестве такой упругой, отзывчивой оболочки используют обычную высушенную кожу животных, только хорошо натянутую. Чтобы возник звук, по ней ударяют колотушкой, молоточками с войлочными головками или просто рукой.
Мехи — используют в тех духовых с большим набором элементов, где запаса воздуха в легких человека было бы явно недостаточно для воспроизведения полноценного звука. При помощи рычага, работающего так же, как в обыкновенных кузнечных мехах, в мех инструмента можно накачать столько воздуха, сколько необходимо, чтобы зазвучали даже самые большие трубы органа. А вот мехи аккордеона и баяна наполняются воздухом при растягивании. Сначала их делали из бумаги, а затем стали использовать более прочную кожу. Все инструменты с мехами называют пневматическими.
Модератор — средняя педаль на пианино. С ее помощью приглушается звук. Нажав на эту педаль, можно спокойно разучивать гаммы и не беспокоиться о том, что они помешают соседям.
Мундштук — специальная голосовая трубка в духовых, которой музыкант во время игры касается губами. Мундштук помогает управлять струей воздуха, а в фанфаре, например, еще и регулировать высоту звука. От формы мундштука во многом зависит тембр инструмента. У флейты, кларнета и саксофона его делают в виде клюва, у трубы и тромбона — в виде чаши, у валторны это небольшая воронка.
Набат — древнерусское название самого большого из войсковых барабанов. Перевозили этот огромный инструмент на повозке, запряженной четверкой лошадей. Играли на набате одновременно восемь человек, ударяя по нему специальной кожаной плетью — вощагой. Необыкновенно мощный голос набата было слышно со всех концов лагеря. Нередко его звук возвещал боевую тревогу. Инструмент давно исчез, но память о нем осталась. И сейчас говорят «бить в набат» в значении «поднимать тревогу».
Обертоны — высокие призвуки, которые почти неразличимы на слух, но тем не менее всегда сопровождают основной тон — без них звук был бы сухим и безжизненным.
Обечайка — узкая боковая сторона корпуса скрипки, гитары и подобных инструментов, которая соединяет деки. Иногда так же называют боковушки барабанов и бубнов.
Орган (от греческого organon— «инструмент») — единственный духовой, которым управляют при помощи клавиш. Этому уникальному инструменту совсем скоро исполнится 1000 лет. В Европу он попал из Византии. Но именно европейские мастера сделали его чудом из чудес. Золотой век для органа наступил в XV—XVI столетиях. Именно тогда он попадает в храмы, а талантливейшие композиторы пишут для него концерты и фуги. Сегодня органную музыку Баха и Генделя слушают в концертных залах. Звучание инструмента с тех пор совершенно не изменилось. Правда, в современных органах вместо механической системы тяг и рычагов работает электроника, а воздух в мехи подает не насос, а электродвигатель. Но главное осталось. Ведь источник звукового богатства органа — его трубы. Их десятки тысяч: длинные и короткие, узкие и широкие, в форме конуса и цилиндра, деревянные и металлические. Однотипные трубы объединяют в группы — регистры, у каждого из которых своя особая окраска звука. В самых больших органах число таких регистров доходит до 60. Сложно поверить, что такой махиной управляет один человек, но это так. Хотя играть на органе совсем непросто. Ведь нужно одновременно вести мелодию на нескольких рядах ручной клавиатуры, нажимать на педаль для басового сопровождения и не забывать переключать регистры при помощи специальных рычажков. Зато орган — настоящий рекордсмен среди музыкальных инструментов. У него самый мощный звук, и длиться он может бесконечно долго. Ему доступны все звуки музыкального диапазона и самые разные их тембры. Но, увы, самая совершенная запись не в состоянии передать всех оттенков звучания органа.
Оркестр — этим словом в Древней Греции обозначали место на сцене, ближе всего к зрителям, где располагался хор. Позже название это перешло на большой коллектив исполнителей инструментальной музыки, который занял на сцене место древнегреческого хора. В современном оркестре строго определено место каждого из инструментов и даже состав исполнителей. Самые скромные и нежные смычковые располагаются на авансцене, ближе всего к дирижеру, а блестящие духовые и грохочущие ударные отходят на задний план. И если в оркестре две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, две валторны, две трубы, то скрипок будет восемнадцать, альтов — шесть, виолончелей — пять, три-четыре контрабаса и три литавры. Такой состав оркестра называют парным. А есть еще тройной, четверной и т.д. — по количеству духовых. В зависимости оттого, какие именно инструменты из каждого семейства включают в оркестр и какую музыку он исполняет, бывают оркестры симфонические, эстрадно-симфонические, духовые, народные, джазовые.
Педаль — специальное обозначение для ножной клавиатуры органа. Она заведует самыми нижними, басовыми регистрами труб. Клавиши на педали широкие и расположены далеко друг от друга, чтобы музыкант не задевал их случайно во время игры. Две ножные педали есть и у фортепиано. Но у них совершенно другое устройство и функции. Правая помогает продлить звук инструмента, а левая его приглушает.
Пианино — особая разновидность фортепиано, которую создали специально для небольших помещений. Чтобы сделать инструмент компактным, деку со струнами поместили вертикально. Впервые эта идея пришла в голову американцу Дж. Хокинсу в 1800 г., а годом позже в Австрии ее реализовал М. Мюллер. По сравнению с роялем у пианино более нежный, но и более тихий звук. Название инструмента восходит к итальянскому р/апто — «тихонечко».
Пифагор (ок. 570 г. до н.э. — ок. 500 г. до н.э.) — древнегреческий философ и математик. Но в нашу книгу он попал не случайно. Именно Пифагор заложил основы современной акустики и впервые в терминах математики описал поведение звучащей струны. А помог ему сделать это сконструированный им же однострунник — монохорд.
Пиццикато — особый прием игры на смычковых инструментах, когда вместо того, чтобы проводить смычком по струне, ее защипывают пальцами и так получают необычный отрывистый звук.
Плектр — специальная пластинка из кости или черепахового панциря (позже — из металла), при помощи которой играли на древних щипковых — мандолине, банджо. Музыкант использует обычно несколько плектров и надевает их на большой и указательный пальцы правой руки. А современные плектры с острым концом называют иногда медиаторами.
Полифония — или иначе — многоголосие, от греческого poly — «много» и fon— «звук, голос». Полифоническим называют такое звучание, когда одновременно, независимо друг от друга, но в гармонии развиваются несколько мелодий. Многоголосными считают те инструменты, которые позволяют одновременно взять несколько звуков: орган, гитара, баян, фортепиано и даже ксилофон.
Пошетта — в переводе с французского значит «карманная». И действительно, при желании этот маленький смычковый инструмент можно было носить в кармане, ведь его длина не превышала 30—35 сантиметров. Этим узким малюткам придавали то форму скрипки, то виолы. Но отличались они от виол и скрипок не только размерами, но и звуком, и главное — назначением. Это, пожалуй, единственный музыкальный инструмент, который был создан не для концертных залов, а для репетиций. В течение четырех столетий — с XVI по XIX вв. — ими пользовались учителя танцев. А поэтому им не нужен был ни громкий голос, ни бархатный тембр. Главным условием была компактность и легкость. А вместе с учителями танцев ушли в историю и их спутницы — пошетты.
Раструб — нижняя расширяющаяся часть духового медного инструмента. Именно раструб направляет звук, придает ему мощь и блеск. В природе встречается и естественный раструб — рог. Он-то и стал прообразом всех современных медных.
Регистр -та часть диапазона музыкального инструмента, для которой характерна своя особая, отличная от других окраска звука — тембр. Так, говорят о ярком звучании флейты в верхнем регистре и густом, сочном — в нижнем. По признаку общности тембра выделяют и регистры — группы труб у органа, струн у фортепиано, язычков у аккордеона.
Рог — один из древнейших музыкальных инструментов, едва ли не первый из духовых. На нем можно было взять всего несколько звуков, но этого было вполне достаточно, чтобы подавать сигналы на большое расстояние. Именно такой инструмент, который мог бы мгновенно передать хорошую или плохую весть, был очень нужен и пастухам, и охотникам, и воинам. Вот и приспособили для этого природный раструб — длинный полый рог: чаще всего это был рог тура. В средние века рог был главным сигнальным инструментом. Самые богатые из рыцарей специально заказывали себе рога, украшенные серебром и тонкой резьбой. Об одном из таких инструментов рассказывается и в древней французской эпической «Песне о Роланде» (XII в.), описывающей поход и поражение войска Карла Великого в земле басков. Олифант — так назывался сделанный из бивня слона рог главного героя поэмы Роланда. Его мощный звук и возвестил Карлу о гибели самого храброго из рыцарей. Роговые оркестры существовали в России еще совсем недавно, в XVIII—XIX вв., и состояли из самых разных по звучанию инструментов — от дисканта до баса.
Рояль — концертная разновидность фортепиано. Струны инструмента расположены горизонтально. Длинные и упругие, они дают сочный, густой звук. А чтобы не было преграды между звуками и слушателем, во время игры поднимают верхнюю крышку изогнутой деревянной деки — крыло. Не случайно говорят: «Элегантный, как рояль» — ведь в переводе с французского royal значит «царственный, королевский».
Сакс Адольф (1841—1894) — бельгийский музыкальный мастер, изобретатель. Ему мы обязаны существованием саксофона, тубы и целого семейства саксгорнов.
Саксгорны — как и саксофон, в самом названии хранят память о своем создателе — Адольфе Саксе. На этот раз это целое семейство медных: альт, тенор, бас, которые различаются только размерами. У всех у них — очень широкие трубы с мощным раструбом на конце, свернутые в форме овала. За счет увеличения диаметра основных и дополнительных труб Саксу удалось добиться певучести, мелодичности инструментов.
Саксофон — король джаза. Ни один духовой не может так молниеносно менять тембр звука, ни у одного так блестяще не выходит глиссандо. А ведь саксофон — самый молодой в семье духовых: ему чуть больше 150 лет. В 1841 г. Адольф Сакс, совершенствуя бас-кларнет, решил попробовать изменить форму инструмента и сделать его корпус из металла — и получил совершенно новый инструменте мягким и изменчивым тембром. Но поскольку основное устройство — боковые отверстия с клапанами и мундштук с язычком — осталось таким же, как у кларнета, то и саксофон традиционно относят к деревянным духовым. Сейчас у саксофона появилось уже несколько разновидностей, каждая со своим диапазоном — от сопрано до контрабаса.
Сила — одна из важнейших характеристик музыкального звука. Ведь от того, на какую громкость рассчитан инструмент, зависит и то, какую музыку ему поручат, и где он будет играть. Из-за тихого голоса пришлось уйти виолам, мандолинам, клавикорду. Клавесин уступил место фортепиано потому, что его громкость нельзя было регулировать. У каждого инструмента — свой предел громкости. Любому из духовых или ударных очень трудно сыграть тихо, зато им ничего не стоит перекрыть звучание нежных скрипок, виолончелей.
Синтезатор — появился в семье музыкальных инструментов уже в век электроники. Он может имитировать любой звук — от шороха листьев до раскатов грома. Но главное его назначение — помогать композиторам и исполнителям. По-гречески sintesisзначит «соединение, связывание», и синтезатор обладает почти неограниченными возможностями по сочетанию музыкальных звуков. Легким движением рычажка или нажатием клавиши можно не только поменять состав звуков в аккорде, их силу и длительность, но и тембр самих звуков. А еще у синтезатора есть память, в которую можно записать любую мелодию и аккомпанемент к ней, а потом в нужный момент вызвать ее. Сегодня синтезатор царит на эстраде, но живого звучания оркестра ему не заменить.
Скоморохи — первые профессиональные музыканты на Руси. В Киевской Руси князья приглашали их на пиры и торжества, чтобы те потешали гостей своими танцами и песнями. Правда, судьба не всегда была к ним благосклонна. С 1470 по 1556 гг. вышло восемь царских грамот, предписывающих высылать скоморохов из деревень и уничтожать их «бесовские» инструменты. Со временем скоморохи и вовсе исчезли, а вот их инструменты — гусли, дудки, домры — живут и сегодня.
Скрипка — окружена множеством легенд и загадок. Тайной покрыто и ее происхождение. Таких инструментов не знали ни древние греки, ни римляне. Возможно, родиной скрипки была Индия: ведь именно там обнаружены древнейшие наскальные изображения смычка. Но по-настоящему научили скрипку петь и плакать итальянские мастера XVI—XVII вв. Благодаря им скрипке удалось наконец-то победить виолу и доказать, что она достойна играть не только на площадях и ярмарках, но и на сцене. Старинные мастера загадали нам множество загадок, самая сложная из которых — отзывчивость инструментов: на скрипке Страдивари может играть даже не очень опытный исполнитель, она звучит сама. Говорят, что за деревом для инструментов ездили в самую стужу в Альпы и там выбирали только ту ель, которая отзывалась на стук и на которой больше всего любили сидеть птицы. Потом дерево долго выдерживали в сухом месте и только после этого начинали вырезать деки и обечайки, до миллиметра выверяя размеры будущей скрипки. У каждого мастера был еще и уникальный состав лака, который хранили в строгом секрете. Может, поэтому до сих пор и не смогли создать лучших инструментов. Но форма и размеры скрипки остаются с тех пор неизменными. Специально для маленьких исполнителей делают и половинные скрипки, и скрипки в три четверти. У каждой из четырех струн скрипки свой тембр, свой голос: светлый, звонкий —у первой, мягкий, нежный — у второй, певучий, протяжный — у третьей, густой и напряженный — у четвертой, самой толстой, которую называют еще «басок». А все вместе они создают то неповторимое звучание, которое больше, чем любой другой инструмент, напоминает изменчивый и гибкий человеческий голос.
Смычок — создает ту протяженность, слитность звука, которая отличает скрипки, альты, виолончели и контрабасы от всех других струнных. Натянутый на древко пучок конских волос начали использовать для игры на струнах в начале нашего тысячелетия. На Востоке в VIII в. н.э. существовал пятиструнный смычковый инструмент — крота. Уже тогда смычок перед игрой натирали смолой, чтобы звук получался плавным, а сам смычок был более долговечным. Сейчас для натирания смычка тоже используют твердую смолу из сока хвойных деревьев — канифоль.
Страдивари — семья итальянских скрипичных мастеров кремонской школы. Самый прославленный — Антонио Страдивари (1644—1737) за свои 93 года сделал полторы тысячи уникальных инструментов. «Лебедь», «Рассвет», «Дофин», «Медичи» — названия только некоторых из них. До нашего времени дошло около тысячи инструментов Страдивари, так что мы можем сами сравнить звучание старинных и современных скрипок. На одной из скрипок Страдивари играл и Давид Ойстрах.
Струна — по одной из гипотез обязана своим происхождением наблюдательности древнего охотника, заметившего, что натянутая тетива, колеблясь, издает нежный звук. Первые струны, как и тетиву, делали из жил животных, потом — из конского волоса, шелка. Но у них был один недостаток, который не мог искупить и прекрасный звук, — короткий срок службы. Поэтому вскоре их сменили более прочные и долговечные металлические струны — из стали, меди, латуни. Но играть на гитаре с металлическими струнами было очень трудно — их тяжело прижимать к грифу. А вот с появлением нейлоновых струн сделать это оказалось гораздо проще. Кроме того, нейлоновые струны обладают собственным прекрасным тембром. Но чтобы они звучали хорошо, им надо время от времени давать отдых. У гитаристов-профессионалов всегда есть два-три набора струн для смены.
Струнные инструменты — появились намного позже ударных и духовых, ведь и устройство у них намного сложнее. Одна струна звучит очень слабо и дает немного звуков. Для совершенствования струнных нашли два пути. Во-первых, можно было закрепить на одной раме сразу много струн и получить множество звуков, а во-вторых, деревянный корпус-резонатор под струнами сразу решил проблему громкости. Так и появились две основные разновидности щипковых — многострунники без кузова (арфа, лира, гусли) и инструменты с кузовом и шейкой, но с тремя-четырьмя струнами (мандолина, лютня). Позже всех появились смычковые, которые теперь являются обязательной частью любого оркестра. По количеству они даже превосходят все остальные инструменты. Так происходит из-за того, что звук одной скрипки или виолончели намного тише любого из духовых, и потому партию скрипок поручают сразу нескольким исполнителям.
Сурдина — маленькое приспособление из дерева или папье-маше в виде трезубца, меняющее тембр инструмента. Из зрительного зала ее можно даже не заметить. Но присутствие сурдины обязательно выдаст непривычно мягкий носовой оттенок звучания скрипок или изменившийся до неузнаваемости глухой голос духовых.
Тамтам — один из тех ударных, высоту звука у которых определить невозможно: слишком сложный у него состав обертонов. Но они-то и создают особый колорит звука. А голос у тамтама запоминающийся — низкий, грозный. Правда, тамтам иногда путают с гонгом. И немудрено. Внешне они очень похожи. Только у тамтама бронзовый круг не плоский, а выпуклый.
Тарелки — вступают обычно в самом конце произведения (вспомните финал 4-й симфонии Чайковского). Это им поручают поставить точку, подчеркнуть кульминацию. Еще бы! Такое торжественное, приподнятое настроение может создать далеко не каждый инструмент. Уже две тысячи лет назад в Древнем Египте радостный звон тарелок сопровождал триумфальные шествия фараонов и полководцев. В Россию тарелки завезли турки-торговцы, а вот секрет изготовления настоящих звонких тарелок так и остался на Востоке. Говорят, там в медь для тарелок добавляют в определенной пропорции серебро и даже золото. Но как бы там ни было, настоящие тарелки бывают только китайские — ими ударяют друг о друга в оркестре, — и турецкие: такие тарелки, закрепленные на штативе, можно увидеть и на эстраде.
Тембр — окраска, характер звука. У каждого инструмента свой неповторимый тембр. Именно он позволяет без труда отличить звук одной и той же высоты, взятый, например, скрипкой и гитарой. А образуют тембр едва слышные призвуки — обертоны. На тембр влияют толщина струны, материал и форма корпуса и даже то, хорошая или плохая акустика в помещении. Чем больше скручена, изогнута труба медного духового, тем более матовый, мягкий получается звук. А для того, чтобы изменить характер звука органа или аккордеона, достаточно просто нажать нужную кнопку.
Том-томы — это даже не один инструмент, а целый набор небольших барабанчиков, иногда до 10 штук. Но с ними легко может справиться один-единственный музыкант. А уж как играть — при помощи обычных барабанных палочек или просто руками — каждый выбирает сам. Зато одна такая ударная установка дает целый каскад звуков. «Бульканье» том-томов чаще всего используют в эстрадной музыке. А родились они в глубокой древности в Китае. Есть у том-томов и латиноамериканские братья — бонги. Только они всегда ходят в паре: один чуть побольше, другой — поменьше, и звучат по-разному: один выше, другой ниже.
Тремоло — особый способ игры на ударных инструментах, сродни барабанной дроби. Если попытаться очень быстро чередовать короткие одиночные удары, то на слух будет казаться, что это — один непрерывный вибрирующий звук. Именно так часто поступают ксилофонисты, барабанщики. Подобного эффекта можно добиться и на банджо.
Треугольник — внешне даже не похож на музыкальный инструмент. Обычный стальной прут, согнутый в форме незамкнутого треугольника и подвешенный на тросике. Но стоит дотронуться до него металлической палочкой — и раздастся звонкий высокий звук. Треугольник издает всегда один и тот же звук, но зато он необыкновенно светлый, прозрачный. Сложно даже представить, что треугольник и грозный большой барабан принадлежат к одной семье инструментов — ударных.
Тромбон — распознать очень легко. Он единственный из всех духовых не меняет своей формы уже в течение 500 лет. От остальных медных его отличает подвижная дополнительная трубка — кулиса, изогнутая в форме латинского II. Чтобы получить более низкий звук, музыкант просто плавно двигает кулису вниз. На тромбоне можно добиться тончайших оттенков звуков и таких плавных переходов, которые недоступны другим медным.
Труба — самый высокий из медных духовых. У нее всего три вентиля, а трубка ее согнута в виде прямоугольника. Ее ясный, звонкий голос был известен уже в античном мире. Трубачи были в войске афинян при взятии Трои в 1200 г. до н.э. В Древнем Риме делали деревянные и металлические трубы и называли их буцилами. В России уже в XII в. были ратники-трубачи. А с XVIII в. серебряные трубы вручали как символ мужества и храбрости отличившимся в бою воинским частям. Первым этой чести был удостоен в 1737 г. 1-й сводный батальон лейб-гвардии Измайловского полка, отличившийся при взятии Очакова.
Туба — великан среди духовых. Если бы можно было выпрямить ее широкую трубу, она растянулась бы на целых девять метров. Для компактности же ее свернули в четыре раза. Первым самый полнозвучный в оркестре бас удалось сконструировать Адольфу Саксу в середине прошлого века. Низкие звуки получаются на тубе мощные, насыщенные. А вот пиано на ней сыграть трудно. Нелегко и долго тянуть звук: слишком уж велик расход воздуха.
Ударные инструменты — самая древняя и одновременно самая многочисленная группа инструментов. Первыми ударными вполне можно считать ладони, которыми отбивали такт древние танцоры. Формально к ударным относится все, что трещит, гремит, щелкает, звенит. Поэтому состав ударных в оркестре можно расширять до бесконечности, тем более что кроме литавриста в современном оркестре еще три-четыре ударника. Но даже традиционные для оркестра ударные сложно объединить в одну группу. Одни из них могут издавать только шумовые эффекты (барабан, тарелки, кастаньеты), другие — звуки вполне определенной высоты (литавры, гонг), на одних можно взять только один звук (треугольник), на других — несколько десятков, из которых получается уже мелодия (ксилофон, металлофон). И хотя отдельный ансамбль из одних ударных — большая редкость, ни одному оркестру без них не обойтись. Ведь ударные существуют для того, чтобы в нужный момент расставить акценты, сделать богаче ритм.
Фагот — самый низкий из деревянных духовых. Его узкая трубка в длину достигает почти три метра, и поэтому для удобства ее сгибают вдвое. До сих пор неясно, откуда произошло название инструмента: fagottoв переводе с итальянского значит «связка», но в латыни было еще и слово fagus — «бук». Сейчас фагот делают из клена, который и создает мягкий, теплый тембр инструмента. Без его сочного баса сложно себе представить современный оркестр: фагот участвует в его составе с XVIII в. У фаготиста только одна проблема — не получаются беглые мелодии и протяжные звуки. Еще более отрывисто и мощно звучит контрафагот, который в два раза длиннее обычного инструмента. А вот двойной язычок, трость, у него точно такой же конструкции.
Фанфара — инструмент привилегированный. Это фанфары гордо выступают впереди военного оркестра и дают сигнал к началу парада. Это они торжественно звучат в «Свадебном марше» Мендельсона. Из всех медных духовых у них самое простое устройство: никаких вентилей, только узкая изогнутая труба с раструбом на конце да мундштук-воронка. Но зато и диапазон у них самый маленький — всего 12 звуков. А полутона музыкант может взять, меняя расстояние от губ до вдувного отверстия. Оркестровой фанфаре сродни сигнальный горн. Это — прямой наследник охотничьего рога: никаких вентилей, только раструб и трубка, согнутая в виде прямоугольника.
Фасад — так называют видимую из зала часть труб органа. Их всего несколько десятков, и нередко это всего лишь немое архитектурное украшение.
Флейта — у нее несколько обличий. Древнейшая из разновидностей этого духового — многоствольная флейта. Именно такой инструмент, состоящий из восьми трубочек разной длины и ширины, обнаружили археологи при раскопках в Поволжье в захоронениях, возраст которых — пять тысячелетий. На Руси ее называли кувиклы (кугиклы), а в Древней Греции — флейта Пана. По легенде, лесной бог сделал себе такую флейту из тростника, в который превратилась нимфа Сиринга, испугавшись его любви. Не менее древняя и поперечная флейта, которую держат во время игры под углом. Сейчас она встречается очень редко, а когда-то такая флейта солировала в серьезных произведениях, таких как 4-й концерт Баха. А вот продольную флейту (ее трубочка направлена вниз) можно с полным основанием считать родоначальницей всех современных духовых. Полые трубочки с пальцевыми отверстиями и клювовидным вдувным отверстием у разных народов называют по-разному: свирель, сопилка, дудка, саламури. Это на ней, согласно легенде, играл сын богини любви синеокий Лель. Современная же оркестровая флейта—с клапанами и мундштуком родилась только в XVIII в. и у нее самый высокий голос из всех деревянных духовых, не считая, правда, флейты-пикколо, ее меньшой сестрички.
Фисгармония — так называется старинный пневматический клавишный инструмент. Внешне он был похож на маленькое пианино и помещался даже в самой маленькой комнатке. А вот звучание у фисгармонии было почти как у органа, хотя и несколько скромнее. Зато на ней можно было дома играть органную музыку Баха.
Фортепиано — клавишеструнник, в котором впервые появилась возможность регулировать силу звука. Похожий инструмент почти одновременно сконструировали француз Жан Мариус, немец К.Г. Шрётер, итальянец Бартоломео Кристофори. Но победил лучший — инструмент Кристофори. В 1709 г. реставратор музея во дворце герцога Медичи продемонстрировал гостям свое изобретение — «пиано-форте». Правда, на них инструмент не произвел должного впечатления. Не понравился он и Баху: слишком несовершенными были первые фортепиано. Целых 100 лет потребовалось мастерам, чтобы добиться сильного благородного звучания и разработать основные разновидности инструмента, существующие и сейчас, — пианино и рояль.
Челеста — редкая разновидность мелодических ударных. Ее создал в 1886 г. Огюст Мустель и дал ей название «небесная» (лат. celesta) за необыкновенно нежное, почти воздушное звучание. Внешне она напоминает вибрафон, но только металлические пластинки помещаются в деревянных резонаторах. А играют на инструменте так же, как на ксилофоне, — при помощи деревянных молоточков.
Эрар Себастьен (1752-1831) — французский музыкант и изобретатель. Благодаря его усилиям приняла современный вид арфа, а у фортепиано появилась возможность быстро повторять один и тот же звук: при помощи репетиционного устройства Эрара молоточек не сразу отскакивал от струны, а задерживался на несколько секунд. Он же построил и первую фабрику фортепиано во Франции, которая существует и поныне.
Язычковые — инструменты, в которых звук издает особая тонкая металлическая или деревянная пластинка — язычок. Это не только аккордеон, гармошка, баян, но и гобой, кларнет, саксофон, фагот. Но у деревянных духовых ее называют еще тростью, поскольку сделана она из тростника. А принцип действия у всех язычков одинаковый. Под напором воздуха они начинают колебаться и издавать звук, но как только поток воздуха прекращается — инструмент замолкает.