Яндекс.Метрика

Интересные факты о музыке и музыкантах

До 1990-х годов в Исландии существовал закон, по которому иностранец, желающий принять исландское гражданство, должен принять исландское имя либо изменить своё согласно традициям исландского языка. Но для знаменитостей делались исключения. Когда в Исландию эмигрировал советский дирижёр и пианист Владимир Ашкенази, правительство страны внесло в официальный список разрешённых имён новое — «Владимир Ашкенази».
Австрийский пианист Пауль Витгенштейн потерял правую руку в Первой Мировой войне, однако возобновил концертную карьеру и достиг исключительного мастерства, играя одной левой. Виртуозное владение пианистической техникой позволило Витгенштейну успешно исполнять сочинения, сопоставимые по сложности даже для пианиста с двумя руками.
Каждый раз, прежде чем сесть за стол и приступить к сочинению музыки, Бетховен опускал голову в таз с ледяной водой. Этот прием настолько вошёл у него в привычку, что композитор не мог отказаться от него до конца жизни.

Бетховен не умел умножать.

 
Николай Андреевич Римский-Корсаков на одном из своих уроков объяснял ученикам, что последняя часть симфонии или сонаты должна быть обязательно написана в быстром темпе. — А почему же у Чайковского четвертая часть Шестой симфонии написана в медленном темпе? — спросил М. Ф. Гнесин. Профессор помолчал, потом торжественно произнес: — Исключения возможны, если они гениальны.
Чем замечательна «Пиковая дама»? Пожалуй, наиболее оригинальный ответ на этот вопрос дал в 1911 году рецензент газеты «Волжское слово»: «Опера замечательна тем, что два великих художника, А. С. Пушкин и П. И. Чайковский, пришли к одной мысли — пригвоздить навек к позорному столбу нашу позорную приверженность к картам».
За последние триста лет было предложено около двухсот проектов искусственного языка. Все они, правда, преданы забвению, так как оказались неудачными. Интересен музыкальный язык, называемый «Соль-ре-соль«.

Автором его был француз Жан Франсуа Сюдр, Он обнародовал правила своего языка в 1817 году. Сорок лет его последователя разрабатывали грамматику, словарь и теорию этого языка. В 1868 году в Париже появились сочинения на этом языке.

Корнями слов нового языка послужили семь основных музыкальных нот, они же образовывали и некоторые новые слова: си означало «да», до — «нет», ре — «и», ми — «или», до—ре — «я», до—фа — «он», ре—до — «мой» и т. д.

Такую речь можно было бы и сыграть. Но язык этот оказался труднее самого сложного современного языка и также был забыт.

Однажды к директору Миланской консерватории явился юноша и попросил проэкзаменовать его. На вступительном экзамене он играл на рояле, показывал свои сочинения. Через несколько дней он получил ответ: «Оставьте мысль о консерватории и найдите учителя среди городских музыкантов». Это было в 1832 году, а через несколько десятков лет Миланская консерватория добивалась чести носить имя некогда отвергнутого ею музыканта. Это имя — Джузеппе Верди.
Слово «МУЗЫКА» подарили нам древние греки. Музы в древнегреческой мифологии — дочери Зевса, богини, покровительствующие наукам и искусствам. Их девять. Правда, среди них не нашлось ни одной, которая специально занималась бы искусством звуков. Одни считают, что это муза танцев Терпсихора как бы по служебной обязанности должна была покровительствовать музыке, сопровождающей танцы. Другие считают — это было дело Евтерпы, музы лирической поэзии (стихи у древних греков распевались под звуки инструмента) В слове МУЗЫКА и сегодня слышится напоминание о далеких богах и легендах.
Слово «ФОРТЕПИАНО» произошло от названия, данного Кристофори своему инструменту: «piano et forte», что значит «тихо и громко».
Термин «РОЯЛЬ» был впервые применен в 1777г.
Слово «КЛАВИША» — от латинского «клавес», что и означает ключ. А причина всему — старинный инструмент орган.На органе каждая клавиша действует вроде ключа: нажатая клавиша открывает доступ воздуха в одну из органных труб — и она издает звук определенной высоты.На очень старых простеньких органах Х века клавиши, чтобы играющий не путался — подписывались буквами латинского алфавита А,В,С и т.д. Запись с клавиш перешла на бумагу.Музыка в далеком прошлом записывалась буквами. А в начале записи ставилась ключевая буква. Со временем сохранились три ключевые буквы: С (звук до), F (звук фа) и G (звук соль) Это сейчас ключи в современных нотах. Вот такой путь от клавиш до ключей.
Предком скрипки, виолончели и других смычковых было семейство ВИОЛ — тоже струнных смычковых инструментов. Основные виды виол — дискантовая виола, альтовая, теноровая и контрабасовая, которую называли — ВИОЛОНЕ. Звук виолы был нежный и слабый. Струн было 6 (иногда 5-7). Виола появилась в 15 веке, а к 18 веку была полностью вытеснена инструментами скрипичного семейства.
Понижение строя на полтона в настройке фортепиано приводит к изменению суммарного натяжения струн на 1-2 тонны. À общее натяжение всех струн настроенного пианино составляет 7 тонн (7000 кг).
Слово ВОКЗАЛ в своем происхождении имеет связь с музыкой. Дело в том, что слово это английское и состоит из двух понятий — «вок» — часть слова «вокал» (пение) и слова «зал» (большое помещение для публики). Таким образом, получается, что вокзал — это помещение для пения перед публикой. В русский язык это понятие попало благодаря Павловскому вокзалу (близ Петербурга), служившему одновременно железнодорожной станцией (залом ожидания для пассажиров) и увеселительным местом. Чтобы пассажирам не было скучно в ожидании поезда, в вокзальном зале их развлекали пением.
Рояль имеет большее быстродействие, чем вертикальные фортепиано (напр., спинет, пианино) благодаря механизму репетиции. Он позволяет пианисту повторять ноту, при неполном отпускании клавиши. Вертикальный вариант механики фортепиано требует полного возврата клавиши для повторного действия молоточка.
ÍНазвание духового инструмента ВАЛТОРНА (WALDHORN) в переводе с немецкого означает —«лесной рог». Современная валторна — это свернутая в круг медная (ла тунная) трубка длиной более трех метров, со множеством завитков, с широким раструбом.
название инструмента КЛАРНЕТ происходит от латинского слова «кларус», что значит «ясный», «светлый» и очень выразительный.
Слово ГИТАРА происходит от греческого «кифара» . Первые упоминания о гитаре относятся к 14 веку. Различаются: испанская гитара (6 струн) и русская гитара (7 струн). Есть еще гавайская гитара (6 струн), звук на которой извлекается плектором, или медиатором (гибкой костяной или пластмассовой пластинкой).
слово КОНСЕРВАТОРИЯ происходит от итальянского «консерваторио» — приют и латинского «консерво»— охраняю. Первоначально консерваторией называли в Италии городской приют для сирот, где детей обучали ремеслам (первый приют открыли в Неаполе в 1537 году). В XVII веке в приютах было введено преподавание музыки, которое со временем стало основным занятием воспитанников. Консерватории как высшие музыкальные учебные заведения были открыты в России, в Петербурге (1862г) и в Москве (1866 г), позднее в Саратове (1912 г.) и Одессе (1913 г.).
САКСОФОН сконструировал в 1841 году в Париже бельгийский мастер А. Сакс; в честь которого и был назван медный духовой музыкальный инструмент саксофон.
Слово ГАРМОНИЯ греческого происхождения, оно обозначает «стройность», «соразмерность», «созвучность».. Слово «гармония» очень уважаемо у музыкантов. ГАРМОНИУМ — так гордо был назван в начале IX века новый музыкальный инструмент вроде небольшого комнатного органа. Главная его особенность — звучащие металлические язычки,колеблющиеся под напором воздушных струй. Такой же структуры можно назвать и ФИСГАРМОНИЮ -ФИС в переводе с греческого мехи, дутье.Самый маленький вид таких инструментов — это ГАРМОНИКА.Именно от нее пошли знаменитые русские ГАРМОНИ и ГАРМОШКИ.
Трубач, спасший город. Есть в Польше такая легенда. В древние времена на башне крепостной стены города Кракова стоял в дозоре воин. Зорко смотрел он вдаль: не покажется ли враг. В руках он держал медную трубу, чтобы подать сигнал в случае опасности. И вот однажды увидел он вдали вихрь пыли. А через несколько мгновений сомнений уже не было: враги! Дозорный вскинул трубу, и над Краковом зазвучал сигнал тревоги. Тучей посыпались стрелы на башню. Одна из них вонзилась в грудь трубачу. Собрав все силы, он доиграл сигнал.Только на последнем звуке труба выпала из рук…

Многие столетия бережно хранится в народе память о герое, спасшем свой город ценою жизни. И сейчас позывные Кракова — древний боевой сигнал трубы, обрывающийся на последнем звуке.